Композиция в дизайне
Композиция – это размещение объектов в пределах одного изображения. Цель композиции – привлечь и удержать внимание зрителя. Для этого в дизайне используются несколько техник. Рассмотрим далее их, а также что такое композиция в интерьере.
По каким принципам строится композиция
Любая композиция в дизайне начинается с ее композиционного центра. Это та точка изображения, которая больше всего притягивает взгляд зрителя. Чаще всего композиционный центр является центром изображения и расположен посередине холста, монитора или бумаги. Однако, это необязательное условие.
Композиционный центр является началом и, в то же время, кульминацией изображения. Все остальные детали лишь оттеняют или служат фоном композиционному центру. Его легко узнать по цвету – оттенки композиционного центра более яркие или светлые, в сравнении с общим фоном иллюстрации.
Симметрия
Симметрия – это идеал элементов, гармония изображения в которой прослеживается одинаковость объектов (либо одинаковость элементов в пределах одного объекта). Симметричными являются геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, правильный треугольник и др.), а также элементы живой природы (снежинки, листья и т.д.)
Все эти детали используются для построения той или иной завершенной композиции. Кроме того, симметрией на иллюстрации является идентичное расположение объектов справа и слева от композиционного центра (или сверху и снизу).
Асимметрия
Термин асимметрии является полной противоположностью симметрии. Таким образом, если компоненты композиции не отвечают принципам симметрии, такая композиция в интерьере и не только является асимметричной.
При асимметрии чаще композиционный центр смещен от центра. Асимметрия может быть как легкой, так и резкой, в зависимости от того, как сильно будет смещен центр композиции.
Ритм
Ритм является не самой очевидной характеристикой композиции. Тем не менее он важен. Ритм можно проследить через повторение нескольких маленьких элементов изображения, разделенным пропорциональным расстоянием.
Здесь важно помнить, что ритм может быть присущ не только подвижным предметам, но и статичным иллюстрациям. В природе ритм присущ флоре и фауне. В изобразительном искусстве – наиболее характерен для фонового окраса. В быту ритм в композиции можно встретить, например, на обоях или тканях.
Таким образом, человеческий глаз, обращая внимание на статичные повторяющиеся элементы соотносит их с движением. Ритм может быть как частью одного-двух элементов, так и лежать в основе всей композиции.
Статика
Противоположностью ритма является статика. В этом случае элементы композиции преподносятся нарочито статичными. Статика визуально передает состояние покоя. Нередко в данных композициях применяются только вертикали или горизонтали.
Если ритм и движение можно наблюдать на пейзаже, портрете, то статика присуща натюрморту. Статика подчеркивает неподвижность предмета не только сейчас, но и в прошлом, и в будущем.
Динамика
Динамика – это движение. В отличие от ритма оно не требует повторения объектов. Здесь целью является убедить зрителя, что в этот момент запечатленный объект находится в движении. Сделать это можно несколькими способами. Например, при изображении летящей птицы, идущего человека, движущегося поезда, необходимо располагать объект в начале своего пути в пределах холста. То есть, если птица летит из правого угла в левый, изобразить ее стоит ближе к правому краю. Так на картинке остается много воздуха, пространства, которое объекту предстоит преодолеть.
Другой прием для передачи динамики – изображение одного и того же объекта в разный период движения. В этом случае, объект будет представлен на холсте несколько раз, однако человеческий мозг сопоставит данный трюк с движением.
Акценты
Несмотря на то, что основной акцент делается на композиционном центре, рисунок может содержать и другие акценты. В общем смысле, акцент – это яркий, выделяющийся из общей картины элемент. При этом он гармонично сочетается с прочими объектами. Чаще всего акцент выделяется с помощью контраста.
В дизайне интерьера акценты позволяют придать помещению индивидуальности. Даже если человек выбирает популярный тип дизайна, акценты помогут сделать его неповторимым и интересным.
Какие акценты могут быть:
- витражи
- статуэтки, вазы
- цветы
- подушки и текстиль
- шторы
- фотообои
Доминанта
Доминанта – это идея композиции. Согласно ей выстраиваются все элементы композиции, выбираются такие инструменты, как симметрия, ритм и т.д.
В дизайне интерьера, доминанта является не просто ярким акцентом, а центровым декором. При этом доминантой может являться как декоративный элемент интерьера, так и предметы мебели. Так доминанта легко прослеживается в минималистичных дизайнах. Среди лаконичной пустоты и однообразия оттенков легко выделить один центровой объект будь то яркий светильник сложной формы или контрастные подушки на диване.
Нюансы композиций
Нюансами называют едва уловимые отличия элементов дизайна от ожидаемого. Та или иная закономерность на подсознательном уровне считывается человеком, создавая в мозгу импульс. Повинуясь ему, человек ожидает от общей картинки или ее деталей того или иного оттенка, повторения элементов и т.д. Нюанс заключается в том, что деталь несколько отличается от ожидаемого, тем самым делая общую композицию многограннее.
Нюанс – это также термин противоположный контрасту.
Схожесть элементов
Данное явление имеет влияние на дизайн интерьеров. Принцип схожести заключается в том, что подсознательно элементы, заключенные в единый дизайн и имеющие общий признак считаются связанными друг с другом.
Эти признаки:
- цвет или оттенок
- размер
- форма